Вы здесь

Сергей СИЗЫЙ: «Свет не может быть просто функциональным. Он обязан вызывать эмоции»

Опубликовано пн, 11/13/2017 - 14:26 пользователем Игнатов Сергей

Сергей Сизый - светодизайнер, член Международной ассоциации светодизайнеров IALD. Автор теории "эмоционального дизайна". Основатель и руководитель школы и студии светодизайна LiDS
В 2012 году с работой «Пластика света» был удостоен премии «Российский Светодизайн» в номинации «Дизайн осветительного прибора».
В 2013 году стал финалистом конкурса «One beam of Light» в Лондоне. В том же году отмечен призом конкурса «Российский Светодизайн» в номинации «Лучший проект внутреннего освещения» с проектом офиса компании TP Vision в Москве.
В 2017 году призер международного конкурса «The future of urban lighting» в Париже.
С 2016 года член жюри конкурса «Российский светодизайн». Основатель проекта «Светлая инициатива», председатель жюри одноименного конкурса

Сергей СИЗЫЙ: «Свет не может быть просто функциональным. Он обязан вызывать эмоции»

Школа светодизайна LiDS – первая подобная в России. Ее ученики получают самый полный спектр знаний в сфере дизайна освещения. Обучение здесь построено по принципу свободного выбора интересующих тем – только ученики решают, в каком направлении им развиваться и совершенствоваться. 
О том, как построено обучение в школе, кто может стать светодизайнером, как грамотно оформить освещение в «городе будущего», а также о магии и волшебстве света мы поговорили с основателем и руководителем LiDS, членом международного союза светодизайнеров IALD, автором более 1000 проектов освещения Сергеем Сизым.

- Официальный слоган вашей школы: «Свет прекрасен, остальное в тени» … Кто его придумал?
- Авторство слогана принадлежит мне. Хочу сказать, что свою профессию я выбрал не случайно. В подростковом возрасте у меня случилось нечто вроде озарения: я понял, что мне нравится делать все, что связано со светом. И понял, что хочу в дальнейшем работать с освещением, чтобы создавать необычную световую среду, в которой свет будет не только решать привычные функциональные задачи, но и вызывать определенные эмоции, радовать взгляд, нести красоту и делать этот мир прекрасным. Мир можно увидеть только благодаря свету. Неправильный же его выбор может изуродовать даже самые красивые вещи. 

- Расскажите, пожалуйста, о своей школе светодизайна. Как организован учебный процесс, как вы готовите специалистов? Каковы сроки, формы обучения? И что получается на выходе? 
- Школа светодизайна существует уже четвертый год, сейчас мы учим пятую группу. Программа обучения постоянно развивалась, сейчас ее можно назвать самой полной в России. Она целиком соответствует международным нормам, преподавание идет по 38 дисциплинам. Весь курс обучения занимает год и включает в себя как теорию, так и практику. Первый блок – теоретический, это базовые дисциплины, которые позволяют узнать, что такое свет, какова его психология восприятия человеком, что такое грамотная концепция светодизайна. Следующий блок – разработка собственного проекта и его защита. В это время обязательно изучается работа с программным обеспечением. Третий блок самый большой, во время которого изучаются направления освещения в различных отраслях. Это позволяет ученикам определиться, что им наиболее интересно, ведь редко кто из дизанейров работает со всем подряд, чаще они выбирают одно или несколько направлений. Кстати, в рамках последнего блока они выполняют по девять практических проектов, один из которых защищается в качестве дипломного. Кроме того, каждый студент ведет свое авторское исследование. Важно отметить: каждый выпускники должен защитить проект по теме, которую до него в светодизайне никто не затрагивал. Светодизайн на самом деле изучен мало, поэтому здесь огромное пространство для творчества. В итоге, отучившись год в нашей школе, ученик становится полноценным специалистом. 

- Кто ваши ученики?
- Как правило, это уже практикующие люди, чаще дизайнеры из других областей, которые понимают, что им нужно повышать свою квалификацию, например, дизайнеры интерьеров. Обучение у нас платное, разумеется, не все его себе могут позволить. Но есть и примеры, когда в LiDS приходили учиться люди, не имеющие никакого отношения к дизайну (к примеру, бухгалтеры), просто они решили круто изменить свою жизнь ... И они, надо сказать, довольно успешны сейчас в новой профессии. 

- Насколько востребованы ваши выпускники?
- На самом деле без работы еще никто не остался. Большая часть выпускников работает в нашей студии светодизайна LiDS. Потому что после завершения курса обучения мы предоставляем выпускникам возможность для стажировки в нашей команде. Она длится от полугода до года. 

- Мы знаем, что ваша команда совсем недавно выиграла приз на международном конкурсе на тему современного городского освещения. Как вы считаете, каким должен быть город будущего? Какие появятся тренды в освещении?
- Когда человек удовлетворяет функциональные потребности, он переходит к удовлетворению потребностей эстетических. Сейчас все новые идеи в дизайне, архитектуре или светодизайне так или иначе приходят к этому. Все чаще используется ландшафтное освещение, какие-то интересные световые инсталляции - именно то, что вызывает у людей приятные эмоции. Но сегодня дизайнеры приходят к выводу о необходимости создания единой световой концепции в черте одного города, чтобы не создавать светового хаоса, избегать какой-то дисгармонии. Это первый тренд. Выше потребностей эстетических в иерархи личных ценностей человека стоят только потребности в самореализации. В связи этим появляется еще один важный тренд – интерактивное освещение, которое дает людям возможность креативить, создавать собственное освещение или влиять на него. Но при этом опять-таки важно контролировать этот процесс и не давать городу погружаться в световой хаос, а также не допускать перерасхода электроэнергии, к примеру. 

- Какими критериями и особенностями, на ваш взгляд, должен обладать проект, который претендует стать победителем премии «Золотой фотон»?
- Наличие большого числа конкурсов, премий, номинаций, в которых могут принимать участие дизайнеры, - это огромный плюс для рынка, это дает толчок развитию конкуренции. Мы всецело поддерживаем эту премию и говорим о том, что боремся за честную конкуренцию в сегменте светодизайна. А говорить о критериях и особенностях проекта-победителя довольно сложно – главное, чтобы освещение выполняло поставленные в проекте задачи. Оно может быть или функциональным, или эстетическим, или и вовсе быть направленным на то, чтобы экономить деньги заказчика. Кроме того, в представленном проекте обязательно нужно учитывать комфортность и безопасность освещения, его композиционную целостность, эстетику, и безусловно, инновационность. 

- Что бы вы хотели пожелать участникам, номинантам?
- Прежде всего, не стесняться представлять свои проекты, продукты. Не бояться критики, уверен, что она будет конструктивной и даст новый толчок, импульс к развитию. Даже простое участие в премии – это уже приобретение. 

- Как в вашей команде относятся к футболу? Мы тут выяснили, что специалисты светотехнической отрасли заинтересованы в товарищеских матчах. Примите участие на следующих соревнованиях 9 декабря?
- Пока обещать не буду, я месяц назад растянул связки во время игры в волейбол. Но футбол я люблю и на воротах постоять точно смогу!