13 мая в ходе Форума DIY приглашенные спикеры презентовали результаты двух крупных исследований, посвященных рынку DIY. С первым докладом выступила Надежда Плотникова, менеджер сообщества MosBuild Connect, и Антон Кузьменков. Исследование проводилось на платформе MosBuild Connect.
Спикеры представили результаты опроса участников по выручке, спросу на продукцию и инвестициям. Так, за последние 6 месяцев 36% респондентов не заметили крупных изменений спроса, 24% отметили рост числа небольших заказов и проектов, столько же участников увидели рост заказов в сегменте «эконом». Что касается изменения выручки, о ее росте сообщили 49% опрошенных производителей, 43% торговых компаний, 35% архитекторов и строителей. Рост инвестиций зафиксировали 50% производителей, при этом не заметили никаких изменений 45% торговых компаний и 62% архитекторов и строителей.
По поводу влияния санкций на бизнес 42% опрошенных считают, что они никак не повлияли на бизнес, об ухудшении сообщили 36%. Главным негативным фактором 49% респондентов назвали снижение покупательной способности населения. На второе место по негативному влиянию 36% отнесли кадровый дефицит. Среди позитивных факторов были названы: рост спроса на отдельные категории продукции (31%), развитие новых категорий продуктов и внедрение новых привычек потребления (31%).
Далее подробную картину рынка DIY представили аудитории представители агентства ПКР и цифровой платформы «Инвестиционные проекты». По данным Даниила Новицкого, генерального директора инвестиционно-аналитического агентства ПКР и цифровой платформы «Инвестиционные проекты», на сегодняшний день инвестиции в 37 818 проектов составляют 147,1 трлн руб., при этом большая часть приходится на инфраструктуру, транспорт и энергетику – 62,6 трлн руб. (10 404 проекта).
Стоимость проектов в гражданском строительстве составляет 18,9 трлн руб., при этом 48% проектов находятся на ранней стадии. В сегменте жилищного строительства (24,3 трлн руб.) на ранних стадиях реализации находятся 700 жилых объектов на общую сумму почти 6 трлн руб. Почти треть всего строительства в стране со стоимостью 57,8 трлн руб. приходится на промышленность. На 2025-2030 гг. запланировано строительство четверти всех проектов на сумму 15 трлн руб. Большой потенциал, по мнению экспертов ПКР, демонстрирует инфраструктурное строительство – во многом за счет высокой доли проектов (49%) на ранней стадии реализации на сумму 33,6 трлн руб.
Дополнила доклад данными по строительной отрасли в РФ Юлия Иванова – Директор по развитию и работе с клиентами, инвестиционно-аналитическое агентство ПКР. Как сообщила эксперт, в 2023 году объем строительства составил 15,1 трлн руб., что на 2 трлн руб. больше, чем в 2022-м. Вместе с этим общая площадь введенных жилых и нежилых зданий увеличилась в 2023 году на 9%, до 175 млн кв. м. Предоставляя аналитику по структуре, спикер отметила сокращение объема ввода новых проектов в офисном и торговом сегментах коммерческой недвижимости. Сегменты складской, гостиничной недвижимости, а также социальный сегмент, наоборот, выросли. В заключение эксперт представила статистику по рынку DIY. Его объем в 2023 году составил 3,5 трлн руб. при доле онлайн-продаж в 42%. Спикер также отметила одну из важных тенденций на рынке, которая заключается в увеличении количества заказов при снижении среднего чека.
В этот же день в Конференц-зале F аналитикой по отрасли и данными по потребительскому поведению поделилась Наталья Кузнецова – Директор направления Маркетинговых исследований НАФИ. Ремонт, по данным эксперта, является самой распространенной практикой по улучшению жилищных условий. Провести ремонт планируют в ближайший год 90% россиян. Объясняя мотивацию к ремонту, спикер сообщила: 46% опрошенных хотят иметь красивый, современный дом, у 42% ремонт связан с амортизацией жилья, у 28% – с изменением жизненных обстоятельств. Данные опроса показали, что косметический ремонт собираются провести 53% респондентов, мелкий – 30%, а комплексный – 24%.
К самым востребованным ремонтным работам спикер отнесла декоративную отделку стен и пола. В среднем, респонденты планируют провести ремонт в 2-3 комнатах на общей площади 38 кв. м. Своими силами собираются провести ремонт 67% опрошенных и только 33% – с привлечением специалистов. Также опрос показал: 66% респондентов готовы воспользоваться услугами экосистемы сервисов. Подводя итоги, эксперт представила главные советы для производителей и поставщиков профильной продукции:
-
В рекламной коммуникации использовать актуальную мотивацию к проведению ремонта: не только физическая амортизация, но и эмоциональное желание сделать дом лучше
-
Не оставлять развитие физической розницы, усиливать экспертность консультантов
-
Ассортимент интернет-магазинов должен учитывать потребности в покупке больших объемов материалов
-
Проанализировать ассортимент продукции: закрывается ли потребность в покупке небольших объемов товара?