В рамках обзора EnergyLand.info «Рынок трансформаторов: три фазы кризиса?» Дмитрий Журавлев, директор по маркетингу и продажам компании «БалтЭнергоМаш» (компания - производитель комплектных трансформаторных подстанций), высказал экспертное мнение о том, как изменился спрос на трансформаторы в 2009 году и с чем это связано:
– Стоит разделить весь рынок трансформаторов на 3 крупных рыночных сегмента:
1. трансформаторы большой мощности на напряжение 110/35/10 кВ;
2. трансформаторы 6(10)/0,4 масляные;
3. трансформаторы сухие 6(10)/0,4.
В сегменте трансформаторов большой мощности на напряжение 110/35/10 кВ наблюдается серьезное сокращение объемов продаж. Урезание многих инвестиционных программ в промышленности, строительстве, госсекторе повлекло за собой сокращение потребностей в мощностях, как следствие, многие сетевые компании сократили программы перспективного развития в разы. Основной удар пришелся на реконструкцию и строительство ПС 110(35). Сейчас ситуация напоминает ту, что была пять лет назад, когда основными потребителями трансформаторов большой мощности были «Газпром», нефтяные компании и предприятия сырьевого сектора. Но и здесь наблюдаются проблемы с финансированием инвестиционных программ 2009 года.
Менее всего кризис затронул сегмент масляных трансформаторов 6(10)/0,4 кВ, так как до 70 % оборудования этой группы идет на капитальный ремонт и техническое перевооружение. Спрос на масляные трансформаторы сократился до 20-25 %.
Наконец, в сегменте сухих трансформаторов 6(10)/0,4 кВ наиболее уязвима продукция иностранных производителей. Большинство российских потребителей нацелено сейчас на сокращение издержек и в тех случаях, когда это разрешается Ростехнадзором и существующим законодательством, стараются приобретать вместо сухих трансформаторов масляные.