Мы продолжаем задавать нашим экспертам и игрокам рынка электротехники вопросы о том, что происходит в отрасли и как они справляются со всей этой ситуацией. И в сегодняшнем выпуске рассылки предлагаем вам новую порцию ответов.
Татьяна Бережная, директор по маркетингу группы компаний «Системотехника»:
- Вы остановили производство, продолжаете работать, нашли варианты удаленной работы?
– Распространение COVID-2019 потребовало от многих организаций быстрой реакции и внесения значительных изменений в их работу. Поскольку здоровье и безопасность сотрудников и всего сообщества – главный приоритет для нашей группы компаний, мы следуем правилам и мерам по предупреждению распространения вируса.
Несмотря на это, мы постарались наладить непрерывную работу компании: удаленную и очную. Производственные площадки компании с разрешенным допуском и соблюдением мер безопасности продолжают работать. Команда нашего сервисного центра осуществляет непрерывную поддержку заказчиков, предоставляя ЗИП и оказывая услуги сервиса и ремонта на объектах с одобренным доступом. Сотрудники отделов продаж остаются на постоянной связи с заказчиками, оказывая помощь по всем вопросам. Административные и финансовые подразделения компании продолжаются оставаться на связи и готовы оказать поддержку по всем необходимым вопросам.
Даже работая удаленно группа компаний «Системотехника» в тесном контакте со своими партнерами и заказчиками.
- Как ведут себя ваши клиенты: отдыхают и не хотят решать вопросы, продолжают работу и продолжают закупки, продолжают работу, но не хотят ничего покупать?
– Вынужденное пребывание дома и введение карантина заставляет людей более осмотрительно принимать любые решения в бизнесе, и в особенности относительно новых закупок. Безусловно, часть срочных контрактов и проектов активно продолжаются, поступают новые запросы, однако некоторые крупные государственные проекты, в частности связанные с развитием программы «Цифровая экономика России» несколько отложены и растянуты по времени и смогут возобновиться только после стабилизации ситуации в стране.
– Как, по-вашему, изменится ситуация на рынке электротехники в целом в связи с падением курса рубля?
– Ослабление рубля всегда оказывает негативное влияние на российский электротехнический рынок. Даже при полностью отечественном производстве часть используемых компонентов остаются импортными. Потому, падение курса рубля будет напрямую влиять на увеличение себестоимости производимого отечественного продукта и на конечную стоимость реализации. Оборудование и техника, где импортная составляющая является превалирующей или 100-процентной, ожидает вынужденное повышение цены и понижение спроса, как результат.
Вообще, в ближайшие месяцы ожидаем снижение общего спроса на электротехническую продукцию, если она не будет являться продуктом первой необходимости для конкретного заказчика и потребителя.
– Какие антикризисные меры вы принимаете в вашей компании?
– Основной мерой, принятой нашей компанией, в качестве антикризисной, является налаживание полноценной удаленной работы офисных сотрудников компании.
Также были пересмотрены текущие планы и задачи компаний, выдвинув на первый план те значимые из них, на которые всегда не хватало времени при обычной ситуации. Были оптимизированы и перераспределены ресурсы компании, чтобы максимально извлечь пользу из онлайн ресурсов. Для нас этот период стал возможностью тщательного анализа нашей работы, поиском и созданием новых энергетических продуктов и решений, начала проведения ребрендинга с целью расширения сфер деятельности и выхода на новые рынки.
– Когда по вашему мнению стабилизируется ситуация и можно будет вернуться к нормальной работе?
– Ситуация в мире разворачивается настолько стремительно и непредсказуемо, что выдавать сейчас какие-либо прогнозы будет просто ошибочно, тем более, не являясь специалистом-вирусологом и эпидемиологом.
Оптимистичным сценарием видится провальное завершение первого полугодия с последующим «жарким» летним сезоном, вместо обычного курортного сезона, и крайне активным вторым полугодием. За счет чего общая картина года может выровняться и выйти на аналогичные показатели рынка прошлого года. При этом, ожидать прогнозируемого роста рынка на текущий год вряд ли стоит.
Потери бизнеса в этом году будут очевидными. Для этого создано множество глобальных факторов, от которых зависит электротехнический рынок в том числе. Важен факт их глубины.
Оптимистичный прогноз мне лично импонирует куда больше. Но реальность не всегда зависит от наших прогнозов – она вносит свои коррективы в любой сценарий.
Что касается пессимистичного прогноза, который крайне нежелателен, то он может явиться следствием затянувшейся стабилизации ситуации с эпидемией коронавируса и значительной рецессией в общемировой экономике, которая приведет к глобальному кризису и длительному периоду восстановления всей экономики и бизнеса.
Однако, несмотря ни на что, хочется верить в лучшее!
– Что бы вы могли порекомендовать коллегам и другим участникам рынка – какие антикризисные действия?
– Давать какие-то рекомендации в нынешней ситуации крайне неосмотрительно. Неизвестно на какой период может затянуться период самоизоляции. Однако, очевидно, что сейчас важно максимально оставаться на связи со своими коллегами и партнерами. Потому, пожалуй, налаживание полноценной удаленной работы – один из приоритетов каждой компании.
Хочется надеяться, что мир сможет достаточно быстро восстановиться и наверстать свои бизнес потери, как это происходит с Китаем.
Алексей Речкалов, коммерческий директор АО «ЗЭТА»:
– Как отражается текущая ситуация с коронавирусом, карантином, массовыми выходными на вашем бизнесе?
– Пандемия короновируса и связанные с этим ограничения, введенные в мире, естественно, отразились на нашей компании, как и на большинстве других в нашей отрасли.
Первая волна заболевания, прошедшая в КНР, сломала сырьевые цепочки обеспечения производства многих компаний в нашей отрасли. Нам этого удалось избежать, так как 70 % нашего производства работает на российском сырье. А достаточный запас импортного сырья на складах позволил пройти этот период без срывов.
Следующим потрясением для рынка стало падение нефтяных котировок и связанное с этим падение рубля на 20%. Импорториентированный кластер игроков нашего рынка поднял цены на свои изделия практически пропорционально снижению курса рубля, пытаясь сохранить свою маржинальность и не ориентируясь на падающую покупательную способность. Мы в свою очередь сохранили ценовое предложение, понимая то, что в данный момент рынок будет уходить в сторону более бюджетных решений (по опыту прохождения предыдущих кризисов).
Третьим потрясением стали ограничения, наложенные руководством страны на работу во время пандемии.
- Вы остановили производство, продолжаете работать, нашли варианты удаленной работы?
– Наша компания выполнила все указания федеральных и местных властей и перевела большинство работников на удаленный формат работы, не останавливая жизнедеятельность компании. Впоследствии, с пришедшими разъяснениями региональных властей, мы смогли полноценно запустить производственно-складские комплексы. Большинство наших клиентов продолжило работу в удаленном формате, и полностью остановился только сегмент розничной торговли. В краткие сроки удалось решить актуальные вопросы с дебиторской задолженностью и найти адекватные схемы расчета с потребителями, не останавливая основного рабочего процесса.
– Отразится ли это как-то на рынке электротехники? Как?
– Несомненно, на рынке чувствуется спад. Это связано с жесткими режимами контроля передвижения граждан и работы в строительстве в части регионов и стран, с которыми мы сотрудничаем. Но благодаря тому, что Россия большая страна, и ситуация с вирусом в разных регионах развивается по-разному - полностью наша работа не останавливается.
– Какие антикризисные меры вы принимаете в вашей компании?
– Прогнозировать пандемию я не буду, пусть этим занимаются вирусологи, но однозначно понятно, что планируемого роста к прошлому году мы не получим, и в данный момент целимся в повторение планов прошлого года.
Более точная оценка в компании ведется в краткосрочных периодах. Оценивая количество заказов, процент конверсии текущего периода, мы можем с большой точностью прогнозировать продажи на ближайшие два месяца и благодаря этому поддерживать необходимые остатки на складах.
В данный момент в связи со сниженной нагрузкой на персонал у всех есть время для обучения чему-то новому. Думаю, поэтому у большинства крупных участников рынка проводится глобальное обучение торгового менеджмента, и мы не исключение.
– Что бы вы могли порекомендовать коллегам и другим участникам рынка – какие антикризисные действия?
– Кризис так или иначе закончится, главное, в момент, когда «отпустит», быть готовыми к потребностям рынка как в товаре, так и в персонале. Готовыми удовлетворить отложенный в связи с вирусом спрос.
Дмитрий Захаров, технический директор ООО «ГАММА-ПЛАСТ»:
Текущая ситуация с вирусом, самоизоляцией и нерабочими днями, разумеется, отразилась на деятельности нашей компании не лучшим образом. Мы отмечаем спад нашего производства в апреле на 20-30 процентов. Как будут в этом плане дальше развиваться события в нашем бизнесе спрогнозировать тяжело, а то и невозможно. Ситуация меняется постоянно.
Многие клиенты, закупающие нашу продукцию, сейчас закрылись или приостановили деятельность. Тем не менее наше производство продолжает свою работу. Есть отрасли, где наша продукция востребована и сегодня: это и медицина, и метрополитен и упаковка пищевых продуктов.
Мы активно ищем решения для удержания ситуации и сохранения доходов. Корректируем ассортимент. Приступили к выпуску защитных очков, масок, многоразовых респираторов. Перевели на удаленную работу юриста, отдел закупок и менеджеров по продажам.
Как будет развиваться рынок электротехники в этих условиях сейчас предсказать очень сложно. Рекомендую всем коллегам постараться переключиться на выпуск продукции, которая в первую очередь необходима и востребована на рынке в новых условиях. И по возможности постараться сохранить свой коллектив и хороших специалистов.
Новые комментарии – в новых выпусках нашей рассылки и на нашем телеграм-канале https://t.me/novenergy
Если вы хотите принять участие в нашем опросе, напишите нам на почту reklama@marketelectro.ru
Команда журнала
«Рынок Электротехники».